top of page

Для чего необходимо изучать структуру и организацию Корана?


фраза "организация славного Корана" на арабском языке

На этой неделе мы намерены изменить предмет наших изысканий и обсудить тему, которую еще не освещали достаточно подробным образом, а именно значимость изучения когерентности Корана.


Мы посвятили множество публикаций организации Корана, однако ранее не уделяли внимание важности этой дисциплины.


Назначение


Одна из основных причин создания этого блога — это развенчивание мифа об отсутствии организации текста Корана, который «случайным образом» перескакивает от темы к теме, «не имеет цельной структуры» и/или составлен в «неорганизованной» манере. Цель состоит в том, чтобы мусульманин более не задавался вопросом: «Почему в Коране так часто меняются темы? Это просто произвол какой-то!», а уверенно утверждал: «Все это сделано исключительно по мудрости Аллаха!»


Значение и причины


Достаточно лишь бегло ознакомиться с теологическим толкованием (тафсир аль-Куран), чтобы оценить глубокий смысл, заложенный в каждой букве Корана. Извлекаемые уроки бесконечны, а для практического применения этих мудростей не хватит и жизни. Но такой аспект, как организация Корана, часто остается без должного внимания. Каким образом отдельные аяты складываются в единое целое, а расположение каждого из них вносит свой вклад в четко организованное и методологическое послание? Как такое структурирование может способствовать раскрытию более глубоких смыслов, не столь явных при первом прочтении?


Этот блог не связан с линейной когерентностью Корана. На эту тему существует множество теологических трудов, исследующих мудрость Откровения непосредственно с учетом последовательности аятов. Вместо этого мы рассматриваем вопрос организации целых сур, а также того, как их тематика соотносится с организацией, в которой угадывается божественное авторство.


Для чего необходимо изучать то, как Аллах ﷻ организовал расположение Своих аятов? Существует четыре причины, которые стоит рассмотреть:


1.Аллах ﷻ — лучший из ораторов, а Его речь — лучшая из всех речей —говорит Аллах ﷻ в начале суры «Ар-Рахман» («Милостивый»):


Милостивый научил Корану, Он создал человека, [и] научил его изъясняться [1].


Слово «изъясняться» включает в себя как выражение собственных мыслей, так и понимание выраженного другими. «Изъяснение» может быть определено как красноречие, четкая речь, разъяснение, способность к самовыражению или просвещению.


Аллах ﷻ научил людей речи, и именно организованная речь является элементом эффективной коммуникации. Если вся связная речь четко организована, тогда как можно охарактеризовать речь Аллаха — Учителя всей речи? Одно из общепринятых определений Корана гласит, что Коран — это непревзойденная речь Аллаха ﷻ. Ничто не может сравниться с Его словом и никогда не сможет приблизиться к Его слову в сколь-нибудь достойной мере. Сам Аллах ﷻ называет Коран «изъяснением», чтобы обратить внимание на то, как Он организовал Свою совершенную речь.


Кроме того, в суре «Аль-Кяхф» («Пещера») Аллах ﷻ говорит:


Скажи: «Если бы море стало чернилами для [того, чтобы записали] слова моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякнут слова моего Господа, даже если бы Мы добавили к нему такое же [море]» [2].


В суре «Лукман» Он ﷻ также говорит:


Если бы все деревья земли стали перьями, а за морем [чернил] было [ещё] семь морей, то не исчерпались бы слова Аллаха. Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый [3].


Эти аяты указывают на способность Аллаха выражать значения, имеющие несколько уровней понимания. И чем глубже человек вчитывается в Его аяты, тем больше открывается благ и откровений. То, как Он структурировал Свои слова, может стать дополнительным уровнем, который является венцом бесчисленных способов постижения слова Аллаха.


2.Все Сущее является организованным [4] — Аллах ﷻ призывает людей в ряде аятов созерцать гармонию всего созданного Им. Например, в суре Аль-Вакиа (Неизбежное) Аллах ﷻ говорит:


Но нет, клянусь местами заката звёзд [или ниспослания частей Корана], — 76 и эта клятва, если бы только вы знали, великая — это благородный Коран [5].


Аллах ﷻ соотносит Коран с точностью положения звезд. Если небеса, земля, клетки наших тел и даже образующие их атомы являются организованными объектами, то как можно оспаривать организованность речи Аллаха ﷻ?


Естественные науки и математика в сущности изучают то, как Аллах ﷻ организовал Свое творение. Если бы не систематические закономерности, наблюдаемые в мире, то отражение наблюдений в учебниках и исследовательских трудах в доступной форме было бы практически невозможным. И точно так же, как и сущее имеет прослеживаемую структуру, структура речи Аллаха столь же явственна.


3.Существуют утверждения о том, что Коран не имеет организации — задокументировано множество примеров критики Корана со стороны немусульман в связи с тем, что, на их взгляд, в нем отсутствует когезия (связность). Знаменитый французский философ Вольтер писал об исламе с определенной долей язвительности. Сохранилась, в частности, его следующая запись о Коране:


Коран представляет собой напыщенный поток слов без связи, без порядка, без изящества; тем не менее утверждают, что эта скучная книга исключительно прекрасна — я имею в виду арабов, которые делают вид, будто она написана с такой элегантностью и чистотой, к которой никто и приблизиться не смог с начала времен [6].


Есть и такие, как, например, Томас Карлейль, которые в целом положительно высказывались об исламе. Воздавая хвалу Пророку ﷺ, он говорил:


Каждый, кто слышит обвинения, что ислам — это ложь, и что Мухаммад был выдумщиком и обманщиком, испытывает стыд. Мы видели, что он оставался верен своим принципам, обладал твердой решимостью; он был добрым и щедрым, сострадательным, благочестивым, добродетельным, мужественным, трудолюбивым и откровенным. Наряду со всеми этими качествами он был снисходительным к другим, терпимым, добрым, жизнерадостным и достойным похвалы, вероятно, он охотно подшучивал над своими соратниками. Он был справедливым, правдивым, мудрым, чистым, великодушным и сосредоточенным; лик его лучился, как если бы он обладал неким внутренним светом, способным осветить путь и в самую темную из ночей; он был по своей натуре великой личностью, становление которой прошло без школьного образования или попечения наставника, поскольку он ни в чем из этого не нуждался [7].


В связи с этим его критика в отношении Корана звучит весьма убедительно:


Должен сказать, что это самое трудоемкое чтение из того, что когда-либо выпадало на мою долю. Изнуряющая беспорядочная путаница, сырая, неумело построенная; бесконечные итерации, витиеватость и непролазные дебри [...] коротко говоря — несусветная чушь! [8].


Кроме того, некоторые мусульмане пребывают в искреннем замешательстве относительно того, как Аллах ﷻ организовал Свою речь. Сколь же многочисленны те, кто не в силах понять, что Коран имеет собственный стандарт структуры — лучшее из всего того, что может предложить человеку творение Аллаха. Несмотря на величественные стандарты, Аллах ﷻ говорит нам в начале суры Юсуф:


Поистине, Мы ниспослали [писание], которое читается на арабском [языке], — быть может, вы уразумеете [9].


Когерентность Корана доступна осознанию, и цель данного блога —продемонстрировать на обыденном уровне, насколько прекрасно структурирован Коран.


4.Это потенциальный источник интерпретации Корана — толкование Корана (тафсир) при помощи самого Корана — один из важнейших источников раскрытия смысла, изложенного в Коране. Имам ас-Суюти свел эту методологию к следующей формулировке:


И сказали богословы: «Кто возжелает толковать Коран, пусть обратится сперва к самому Корану. Ибо что было кратко изложено в одном месте, может быть подробно освещено в другом месте, и что было обобщено в одном месте, может быть разъяснено в другом» [10].


Проще говоря, соответствующий контекст может помочь пролить свет на значение слов Аллаха. Понимая, как Аллах ﷻ организует аят, квалифицированные богословы в состоянии обнаружить дополнительный уровень контекста, при помощи которого можно интерпретировать суру.


Предварительные заключения


Мы полагаем, что организация Корана представляет собой еще один аргумент в пользу его чудодейственной природы. Коран изначально существовал как устное предание, завещанное Пророком ﷺ, без пересмотра, вне порядка, в соответствии с реальными событиями, в течение 23 лет, не владеющим письменной речью человеком, затрагивающее такие глубинные вопросы, как политика, финансы, духовность, история, мораль, законы и религиозные ритуалы, и, несмотря на все это, после того как предание было записано и систематизировано по истечении 23-летнего периода, мы можем наблюдать невероятную четкость и организацию его структуры. В Коране обнаруживаются такие структуры, как закольцовки, отражения, параллели, а в некоторых местах — структуры, интегрированные в другие конструкции, и все это используется без ущерба для совершенства самого послания.


В соответствии с подробным разъяснением Мустансира Мира [11], анализ организации Корана представляет собой активно развивающуюся область науки, на которую лишь недавно обратили свой взгляд богословы. Мы просим Аллаха о том, чтобы мусульмане, бьющиеся над пониманием уникальной структуризации Корана, вдохновились этим блогом и начали самостоятельно открывать для себя примеры организационной структуры Корана [12]. По крайней мере, мы просим Аллаха о том, чтобы они узнали о наличии организации и структуры Корана, и если им доведется изучать суру, связность которой ускользает от их понимания, им придется приложить больше усилий, чтобы отыскать и понять ее.


Дополнительные источники


Если вопрос организации и структуры Корана представляет для вас интерес, выходящий за рамки того, что вы можете найти в этом блоге, рекомендуем обратиться к следующим источникам:


  • «Структура и интерпретация Корана» Рэймонда Фэррина

  • «Предварительное руководство к темам сур Корана» Е.К.В. Принца Гази бин Мухаммада

  • «Божественное Слово: Изучение Корана как литературного источника» Нумана Али Хана и Шарифа Рандхавы

  • «at-Tanāsubu bayn as-Suwar fi l-muftatahi wal-Khawātīm» доктора Фадиля Салеха ас-Саммараи

  • «Mafatīḥ al-Ghayb» Имама ар-Рази

  • «Ar-Rūh al-Ma'ānī fī Tafsīri-l-Qur'āni-l-'Aẓīm wa Sab'u-l-Mathānī» аль-Алуси

  • «al-Baḥr al-Muḥīṭ» Аби Хаййаана

  • «Dalālil an-Niẓām» Хамидуддина аль-Фарахи

  • Многочисленные труды Мустансира Мира

  • Различные труды Шейха Хамидуддина аль-Фарахи и его ученика Шейха Амина Ахсана Исляхи


И Аллах знает лучше.


1.55:1-4

2.18:109

3.31:27

4.Более подробный диспут по этому вопросу содержится в книге Шейха Хамидуддина аль-Фарахи «Dalāil an-Niẓām».

5.56:75

6.Вольтер, «Алькоран» в философском словаре Dictionnaire de philosophie, цитата приведена в книге Мишель Кюпер и Женевьевы Гобильё, Le Coran (Париж: Le Cavalier Bleu, 2007)

7.Карлейль, Томас Карлейль, «Герои, почитание героев и героическое в истории», под ред. Арчибальда МакМечен (Бостон: Athenaeum, 1901)

8.Там же

9.12:2

10.al-Suyūṭī, Al-Itqān fī 'ulūm al-Qurān

11.См. «Когерентность в Коране — Изучение концепции Исляхи о Назме в Тадаббур-и-Коран»

12.Выражаем свою сердечную благодарность всем тем, кто проявил щедрость и поделился с нами своими структурными открытиями! И если мы их пока не опубликовали, то вскоре опубликуем!


 

Читать также:


bottom of page