top of page

Пророчества Корана: чудесное исполнение (Часть 1)


минареты Мечети

Одним из самых ошеломляющих признаков чудесного происхождения Корана являются его пророчества. Пророчества Корана принимают две формы:


1.Некоторые из них являются явными пророчествами, и они, как правило, наиболее известны.

2.Другие являются скрытыми пророчествами, которые встроены, например, в истории, раскрытые Кораном, чтобы дать определенные заверения Пророку и его последователям.


Исполнение этих пророчеств поразительно по следующим причинам:


1.Эти пророчества не были тривиальными, но они содержали смелые и шокирующие заявления, учитывая исторический контекст их откровения. Они обещали, что определенные события произойдут по воле Господа, несмотря на все основания верить в обратное. Некоторые из этих пророчеств предусматривали, что они произойдут в течение определенного периода времени, например, при жизни Пророка или его сподвижников.

2.Эти пророчества не только сбылись, но и сбылись в сроки, способом и масштабом, которые не имеют исторических параллелей, что еще раз подтверждает точку зрения Корана о том, что они могут произойти только в результате божественного планирования и вмешательства.


В течение следующих нескольких постов я буду описывать некоторые примеры этого, по воле Господа. В частности, я буду обращать внимание на пророчества или божественные обетования, заложенные в истории Корана, поскольку они чаще всего упускаются из виду. Первый будет посвящен исполнению пророчества, заключенном в истории о пророке Юсуфе (Иосифе).


1. История Юсуфа (Иосифа) - пример пророчества Корана


Сура 12 «Юсуф» («Иосиф») - единственная сура Корана, посвященная полному хронологическому повествованию. Темы, язык и стиль суры прочно помещают ее в контекст позднего мекканского периода, в котором она имела бы наибольшее отношение к пророку Мухаммаду и его последователям. В течение этого времени они подвергались преследованиям со стороны своего собственного народа - своего собственного племени и рода - до такой степени, что они были близки к изгнанию из своего родного города Мекки. Именно в этот период Коран рассказывает определенные истории, чтобы успокоить сердца мусульман. Как правило, это были истории, которые уже существовали в библейских преданиях, но были пересказаны с новыми целями в Коране. Например, эти истории утешили бы верующих и убедили бы их, что Аллах вознаградит их терпение и постоянство успехом и победой. Но как это было возможно? Они были небольшой группой, у них не было власти, их преследовала гораздо более могущественная группа, и они лишились своих домов и имущества. Как они могли одержать победу?


Именно в этом контексте была ниспослана сура «Иосиф». Подумайте о том, что происходит в этой истории. Иосиф переживал одну трудность за другой. Он был молодым человеком, которого преследовали его собственные братья, заставили очутиться в чужой стране, поработили, обвинили и заключили в тюрьму, но в течение этих многих тяжелых лет он крепко держался своей веры. Затем Аллах создал уникальные обстоятельства, которые позволили Иосифу занять видное и авторитетное место и преуспеть. В результате драматического поворота событий он в конечном итоге оказался лицом к лицу с братьями, которые его преследовали. Он одержал над ними верх. Тем не менее, он простил их, они искренне раскаялись в своих преступлениях против него, и все они воссоединились как одна семья.


Что эта история должна была дать понять своей первой мусульманской аудитории? Дело в том, что, несмотря на, казалось бы, безвыходную ситуацию, в которой вы находитесь, Аллах создает уникальные обстоятельства, благодаря которым Он спасает вас, возвышает вас до положения успеха и известности, приводит вас к триумфу — и, возможно, даже обращает сердца ваших семей и соплеменников таким образом, чтобы они раскаялись в причинении вам вреда и примирились с вами. Вот что пишет Мустансир Мир в своем эссе об иронии в истории Иосифа:


«Мухаммад отождествляется с Иосифом, а племя курайшитов, к которому принадлежал Мухаммад и которое стало враждебным по отношению к нему, - с братьями Иосифа. Кроме того, история предсказывает, что подобно тому, как Иосиф в конце концов одержал победу над препятствиями, созданными на его пути его братьями, так и Мухаммад в конечном итоге выйдет победителем в своей борьбе с курайшитами. Когда в 630 году Мухаммад завоевал Мекку и курайшиты с тревогой ожидали приговора, Мухаммад обратился к ним с вопросом, как они ожидают, что он будет относиться к своим бывшим врагам. Их мольба о пощаде была выражена в форме похвалы: «Ты благородный брат и сын благородного брата». Мухаммад объявил всеобщую амнистию, сказав: ла̄ тас̱рӣба ‘алайкум уль-йаум, «Сегодня я не стану укорять вас». Эти слова взяты из аята 92 двенадцатой суры Корана «Иосиф». История сложилась сама собой. Как ирония судьбы». [1] 


 Подумайте о следующем:


- Иосифа ненавидят и преследуют его собственные, более могущественные старшие братья (ʿус̣ба или «сильный клан» - 12:8, 14), точно так же, как Пророка и его последователей презирали и преследовали их собственные соплеменники.

- В этой истории Иосиф изгнан своими братьями в чужую страну. Точно так же Пророк и его сподвижники будут сосланы в Медину.

- На чужбине Иосиф, в конце концов, занимает уважаемое и авторитетное положение. Точно так же Пророк и его последователи станут уважаемыми и авторитетными, и всего через несколько лет станут доминирующей силой на Аравийском полуострове, а позже и на всем Ближнем Востоке.


وَكَذَٰلِكَ مَكَّنَّا لِيُوسُفَ فِى ٱلْأَرْضِ يَتَبَوَّأُ مِنْهَا حَيْثُ يَشَآءُ نُصِيبُ بِرَحْمَتِنَا مَن نَّشَآءُ وَلَا نُضِيعُ أَجْرَ ٱلْمُحْسِنِينَ


Так Мы наделили Юсуфа властью на земле [египетской]. 

Он мог остановиться там, где ему было угодно. 

Мы одаряем Своей милостью кого пожелаем, 

и Мы не теряем награды делающих наилучшее. (12:56)


- В конце концов Иосиф оказывается лицом к лицу со своими собственными братьями, которые преследовали его, но он простил их. Точно так же Пророк вернется в Мекку и возьмет верх над курайшитами, но простит их.

- Наконец, братья припадают к ногам Иосифа, раскаиваются в причинении вреда. Братья примиряются и снова образуют единую семью. Точно так же курайшиты в конечном итоге подчиняются авторитету Пророка и даже принимают его послание, присоединяясь к общине верующих. Они воссоединились, но теперь уже не как арабские политеисты, а как верные приверженцы единого Бога Авраама.


Кто мог предвидеть такой исход? Как подчеркивается в Коране, единственными людьми, которые в то время могли поверить в то, что такая история разыгрывается в их собственной жизни, были те, кто признал, что Аллах обещал это и что Он полностью контролирует события и их результаты:


وَكَذَٰلِكَ مَكَّنَّا لِيُوسُفَ فِى ٱلْأَرْضِ وَلِنُعَلِّمَهُۥ مِن تَأْوِيلِ ٱلْأَحَادِيثِ ​ۚوَٱللَّهُ غَالِبٌ عَلَىٰٓ أَمْرِهِۦ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ


Так Мы одарили Юсуфа возможностями на земле [египетской], 

чтобы научить его толкованию снов.

Аллах властен вершить Свои дела,

но большинство людей не знают. (12:21)


Следовательно, как справедливо сказано в Коране:


لَّقَدْ كَانَ فِى يُوسُفَ وَإِخْوَتِهِۦٓ ءَايَٰتٌ لِّلسَّآئِلِينَ


Воистину, [в рассказе] о Юсуфе и его братьях 

знамения для тех, кто спрашивает. (12:7)


[1] Mustansir Mir, “Irony in the Qur’ān: A Study of the Story of Joseph,” Literary Structures of Religious Meaning in the Qur’ān (Richmond, Surrey: Routledge, 2000), 126.


 


bottom of page