top of page

Хиастические структуры в аяте «аль-Курси» и суре «аль-Кариа»


В предыдущей статье речь шла об употреблении в Коране параллелизмов и хиастических структур. Было показано, что сура «Йусуф» является примером одного из видов хиастической структуры под названием «кольцевая композиция». Ниже будут представлены другие два примера хиастических структур из Корана.

Первым примером является известный аят «аль-Курси» (2:255), часто упоминаемый как «аят Трона»:

اللّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ

A. الْحَيُّ الْقَيُّومُ

B. لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ

C. لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ

D. مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ

E. يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ

E'. وَمَا خَلْفَهُمْ

D'. وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء

C'. وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ

B'. وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا

A'. وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ

Перевод:

Аллах — нет божества, кроме Него,

A. Живого, Поддерживающего жизнь.

B. Им не овладевают ни дремота, ни сон.

C. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле.

D. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?

E. Он знает их будущее

E'. и прошлое.

D'. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает.

C'. Его Престол объемлет небеса и землю,

B'. и не тяготит Его оберегание их.

A'. Он – Возвышенный, Великий.

Обратите внимание, что корреспондирующие элементы A - A', B - B', C - C' и т.д. связаны друг с другом весьма очевидным и интуитивно понятным способом. Мехди Азаиз пишет:

«Связь между данными элементами проявляется в тождественности: элементы имеют схожие значения, и каждый из них корреспондирует со своей парой. Первые спаренные элементы («А» и «А’») состоят из трех слов каждый. Оба разделяют один и тот же компонент (слово «хува») и используют синонимию по отношению к атрибутам Аллаха («аль-Хайу аль-Кайӯм» корреспондирует с «аль-‘Алийу аль-‘Аз̣ӣм»). Вторая пара элементов («B» и «B’») отводит на передний план роль Господа как Того, Кто поддерживает существование всей Вселенной… Параллелизм третьих элементов относится к космологии и всемогуществу Господа… И наконец, параллелизм четвертой пары обращает внимание на волю Господа… Эти четыре основных пункта – атрибуты Аллаха, Его мощь, Его всемогущие, Его воля – сходятся к одной центральной идее: знание Господа объемлет всякую вещь (элементы «Е» и «Е’»)…»

Вторым рассматриваемым примером является сура 101 – «аль-Кариа» («Поражающее»):

A. الْقَارِعَةُ

B. وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْقَارِعَةُ مَا الْقَارِعَةُ

C. يَوْمَ يَكُونُ النَّاسُ كَالْفَرَاشِ الْمَبْثُوثِ

وَتَكُونُ الْجِبَالُ كَالْعِهْنِ الْمَنفُوشِ

C’. فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَّاضِيَةٍ فَأَمَّا مَن ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ

فَأُمُّهُ هَاوِيَةٌ وَأَمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ

B’. وَمَا أَدْرَاكَ مَا هِيَهْ

A’. نَارٌ حَامِيَةٌ

Перевод:

A. Великое бедствие (День воскресения)!

B. Что такое Великое бедствие (День воскресения)? Откуда ты мог знать, что такое Великое бедствие (День воскресения)?

C. В тот день люди будут подобны рассеянным мотылькам, а горы будут подобны расчесанной шерсти.

C'. Тому же, чья чаша Весов окажется легкой, пристанищем будет Пропасть.

B'. Откуда ты мог знать, что это такое?

A'. Это – жаркий Огонь!

Майкл Кейперс описывает структуру данной суры следующим образом:

«По краям данной суры (AA’) располагаются обособленные элементы: «Великое бедствие» и «Жаркий Огонь». Взаимосвязь двух этих крайних элементов проявляется в их созвучии: «КАри‘А - ХАмийА». В срединной позиции (BB’) располагаются вопросы, частично тождественные. В центральной позиции (CC’) располагаются два элемента, имеющие строго параллельную грамматическую структуру. Более того, два этих элемента образуют между собой взаимодополняющий параллелизм: первый («С») описывает события Последнего Дня, второй («C’») – Воздаяние.

Таким образом, с точки зрения стилистики, сура устроена в виде зеркальной хиастической композиции, первая часть которой описывает космические потрясения того Дня, а вторая – «Воздаяние и его черты». [1]

По мере изучения структуры коранических сур и отдельных их частей, все более ясным становится тот факт, что Коран структурирован изысканным образом. Данная структура является важной для понимания двух моментов: что он пытается до нас донести и как изящно он это делает.

[1] Michel Cuypers, "The Semitic Rhetoric in the Koran and a Pharaonic Papyrus."

 
 

P.S. Сура "аль-Бакара", в которой содержится аят "аль-Курси", также целиком является кольцевой композицией. Более того, она содержит "кольца" внутри "кольца". Обо всем этом - в нижестоящем видео.


bottom of page