top of page

Введение в параллелизмы и хиастические структуры в Коране


В нескольких следующих статьях я хотел бы поделиться с вами одним фактом, который поразил меня некоторое время назад, а именно - хиазмы и кольцевые композиции в Коране. Но для начала стоит рассказать, что же это такое.

В исследованиях, посвященных Библии (Танаху/Ветхому Завету), особое внимание за последние два столетия уделялось исторической и текстуальной критике. Чаще всего это касается исторического контекста в писаниях Танаха: каким временем датируется их написание, кто являлся автором, каким образом происходит действие в самих историях и есть ли у текста писания параллели с археологическими находками. Это, без сомнения, интересные и важные темы. Но за последние десятилетия также значительно вырос интерес к литературному изучению Библии: к её поэтике, употреблению литературных приемов, литературным композициям, а также её повествовательным характеристикам.

Учёные-литераторы заметили, что разные библейские авторы в большинстве своём брали за основу композиции симметрию. (Такие композиционные приёмы используются также в древнегреческих, персидских, индийских, а также китайских писаниях, в фольклоре, средневековых трудах и современной литературе). Существует три основных вида симметричной композиции, которые содержат в себе множество подвидов. И каждый из этих видов, как мы сможем увидеть в дальнейшем, является важным при изучении Корана.

1. Параллелизм

В параллелизме используется простой шаблон: АBA’B’. Он является основным в еврейской поэзии, например Псалмы, но также встречается в литературе и риторике всех остальных языков.

Примером параллелизма может служить начало стиха из книги пророка Исаии: глава 2, стих 4:

И будет Он судить народы,

и обличит многие племена.

Здесь используется следующая структура:

A B

A’ B’

В этом примере использован приём, типичный для еврейской поэзии. Видимая связь прослеживается между элементами группы «А»: А («будет судить») и «А’» («обличит»), и группы «B»: В («народы») и «B’» («племена»). В данном случае присутствует как синонимия, так и близкий ассоциативный ряд. Но стоит отметить, что взаимодействие между параллельными терминами могут быть и не синонимичными. Также они могут быть прямо противоположными, например, как в следующей цитате Малкольма Икс:

«Если вы не стоите за что-то, вы упадёте ни за что».

В данном случае элементы «A» («стоите») и «A’» («упадёте») и элементы «B» («что-то») и «B’» («ни за что») противопоставлены друг другу. Суть в том, чтобы между элементами «А» и «А’» была некая чёткая взаимосвязь, так же как и между элементами «B» и «B»’, «C» и «C’» и так далее.

Простым примером параллелизма из Корана является аят 73 суры 28:

وَمِن رَّحْمَتِهِ جَعَلَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لِتَسْكُنُوا فِيهِ وَلِتَبْتَغُوا مِن فَضْلِهِ

По Своей милости Он сотворил для вас

A. ночь B. и день, A’. чтобы вы отдыхали во время нее

B’. и искали Его милость.

Cура 91 («Солнце») начинается со сложной по структуре божественной клятвы, состоящей из ряда параллелизмов:

وَالشَّمْسِ وَضُحَاها وَالْقَمَرِ إِذَا تَلَاهَا

وَالنَّهَارِ إِذَا جَلَّاهَا وَاللَّيْلِ إِذَا يَغْشَاهَا

وَالسَّمَاءِ وَمَا بَنَاهَا وَالْأَرْضِ وَمَا طَحَاهَا

Клянусь солнцем и его сиянием! Клянусь луной, которая следует за ним!

Клянусь днем, который выявляет его (солнца) сияние! Клянусь ночью, которая скрывает его!

Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг (или тем, как Он воздвиг его)! Клянусь землей и Тем, Кто ее распростер (или тем, как Он распростер ее)!

2. Хиазм

Хиазм иногда может рассматриваться как “обратный параллелизм”. На этот раз условия в шаблоне представлены в обратном порядке – АBB’A’. Например, в Евангелие от Матфея, глава 19, стих 30, Иисус сказал:

«Многие же будут первые последними, и последние первыми».

А. Многие же будут первые

B. последними,

B’. и последние

А’. первыми.

Примером из Корана может служить аят 6 суры 95:

يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَمُخْرِجُ الْمَيِّتِ مِنَ الْحَيِّ

A. Он извлекает живое B. из мертвого B’. и извлекает мертвое A’. из живого

3. Кольцевая композиция

Термины «хиазм» и «хиастическая структура» не всегда используются в точной последовательности, но в основном термин «хиазм» употребляется в рамках небольшого масштаба, например, одного предложения. В то время как к большему по объему тексту, такому как повести или книги, чаще употребляется термин «хиастическая структура».

Самым интересным видом хиастической структуры является кольцевая композиция, когда «центр связан с противоположными сторонами инвертированного параллелизма». В таком случае кольцевая композиция принимает структуру АBCАB. Другое определение кольцевой структуры звучит следующим образом: «любая хиастическая структура, выходящая за рамки одного предложения». Исходя из этого определения, данная структура может иметь также вид АBCCBА. Самые важные части в кольцевой композиции - это начало и конец, обрамляющие кольцо, и центр, который стягивает комплементарные элементы кольца к центральной идее или высказыванию. Кольцевая композиция может представлять собой как небольшой отрывок из текста, так и полноценную книгу.

Недавние коранические исследования, проведенные французскими и английскими учеными, показали, что целые суры в Коране являются кольцевыми композициями. Примером этого служит сура «Йусуф» («Иосиф»):

A. Сон Иосифа (аяты. 4-6) B. Заговор братьев против Иосифа (аяты 7-22) C. Попытка жены Потифара соблазнить Иосифа (аяты 23-29) D. Схожая попытка египетских женщин (аяты 30-34) E. Заключение Иосифа в темницу (аяты 35-42) F. Сон короля (аяты 43-44) F’. Растолкование сна короля (аяты 45-49) E’. Освобождение Иосифа из заключения (аят 50) D’. Исповедь египетских женщин (аят 51a) C’. Исповедь жены Потифара (аяты 51b-57) B’. Братья Иосифа выносят урок (аяты 58-99) A’. Выполнение сна Иосифа (аяты 100-101)

В последующих статьях будут приведены другие примеры хиастических структур из Корана и объяснена их важность.

 

P.S. Ниже представлено видео, где Нуман Али Хан более наглядно разъясняет структуру суры "Йусуф".


bottom of page