Назидание в повествованиях



لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لِّأُوْلِي الأَلْبَابِ


«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом» (12:111).


В исламской классической литературе существует множество примеров, когда ученые, правители, а также благочестивые умы прошлого побуждали мусульман изучать классический арабский язык и говорить на нем, а также избегать в своих речах грамматических ошибок настолько, насколько это возможно. Основной причиной, по которой ученые стремились систематизировать правила грамматики, были солецизмы («лахн» لحن) – грамматические ошибки, которые начали проникать в язык арабов по причине расширения их территориальных границ, приведшего к смешению с другими народами и подверженности влиянию их языка (в числе прочих причин). Поэтому существовали опасения, что это приведет к учащению ошибок при чтении Корана, что уже происходило и прежде.


Таким образом, в ранней истории ислама мы находим множество примеров побуждения к изучению арабского языка, к которым относится следующая история.


Однажды к Зияду ибн Абихи пришел мужчина и пожаловался тому, что его отец умер, и его брат незаконно завладел всем наследством. При этом мужчина, излагая историю, сделал грамматическую ошибку в своей речи, на что Зияд ему сказал: «Потеря твоей души больше по отношению к потере в твоем имуществе». [1]


Передается также, что Умар ибн Язид сказал: «Умар написал Абу Мусе аль-Аш’ари (да будет Аллах благосклонен к нему): “…Изучайте Сунну и изучайте арабский язык, изучайте Коран на арабском, так как он на арабском!”». [2]


В другом хадисе сообщается, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Изучайте арабский язык, ибо он является частью вашей религии, и изучайте наследственное право («аль-фараид»), ибо оно является частью вашей религии!». [3]


Описываемый тренд продолжался на протяжении десятилетий и, с расширением территорий династии Омейядов в VII веке, солецизмы распространились настолько широко, что даже стали причиной тревоги таких правителей, как Абдул-Малик ибн Марван и аль-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи. Язык стал мерилом статуса, теперь социальное положение человека могло пошатнуться в случае, если он будет уличен в использовании солецизмов. Дошло даже до того, что однажды Абдул-Малик ибн Марван, отвечая на то, почему его волосы поседели очень рано, сказал: «Это произошло в связи со страхом присутствия солецизмов в речи моих проповедей». [4] Он считал, что наличие солецизмов в речи хуже, чем потеря дорогой и драгоценной одежды. [5]


Часто людей щедро награждали просто за то, что они могли свободно говорить без ошибок, даже если они этого самого вознаграждения не заслуживали. Например, халиф Умар ибн Абдул-Азиз говорил: «Человек может прийти ко мне и просить о том, чего он заслуживает, однако если во время этого он сделает грамматическую ошибку в своей речи, я откажу ему, так как из-за гнева от услышанной ошибки я чувствую себя так, будто откусываю часть кислого граната. Точно так же, человек может прийти ко мне и просить о том, чего он не заслуживает, но если при этом он использует правильную речь, я предоставлю ему это по причине моей радости в услышанной речи». [6]


И это лишь несколько примеров подобного рода, книги классической литературы изобилуют ими.


Часто говорят, что одним из мотивов изучения истории является избежание ошибок прошлого. Мы просим Аллаха предоставить нам понимание и мудрость, позволяющие нам обратить внимание на побуждения наших праведных предшественников. Аминь.



[1] «‘Уйун aл-Aхбар» 2/159


[2] и [3] «Иктида’ aс-Сиратaл-Мустаким», 2/207


[4] «Тарих Димашк»


[5] «‘Уйун aл-Aхбар» 2/158


[6] «aл-Aддар», стр. 245


Источник: http://arabicgems.co.uk

 

2021 Quranic Studies "Коранические исследования"